#eventingstars_papers #eventingstars_Ingrid_Klimke ПОДХОД К ВЫЕЗДКЕ ОТ КЛИМКЕ Думаю, практически каждому в конном мире знакома фамилия Климке. Легенда выездки д-р Райнер Климке — 6-кратный золотой Олимпийский чемпион (высшее достижение в конном спорте и по сей день) и обладатель 2-х Олимпийских бронз, 6-кратный чемпион мира, 8-кратный чемпион Европы и его дочь Ингрид Климке. Поистине великая династия спортсменов-конников. Ингрид и сегодня продолжает следовать классическому подходу в выездке, который она переняла от своего отца: «Часто от всадников какой-либо дисциплины можно услышать, что они говорят: их цель — довести лошадь до определенного уровня или занимать высокие места в определенных соревнованиях. Эти цели абсолютно разумны, но мы не должны забывать, что они являются лишь побочным продуктом того, что должно быть наивысшей целью — сделать наших лошадей красивее и сохранить их здоровыми с помощью тренинга. Конечно, мой отец, ныне покойный д-р Райнер Климке, всегда стремился к Олимпийской славе, но он прекрасно понимал, что не достигнет этой цели, если будет выбирать кратчайшие пути. Он знал, что гораздо лучше подождать, чем форсировать тренинг лошади. Он научил меня понимать, что у каждой лошади есть свои индивидуальные особенности, и осознавать, почему мы хотим сохранить её здоровье во время работы. И чтобы сделать это, мы должны учитывать её конформацию и какие-либо недостатки в ней, а также уникальную личность каждого животного, потому что сохранить лошадь здоровой возможно лишь тогда, когда мы понимаем, что её душа и тело работают вместе и не могут быть разделены. Вне зависимости от того, работал ли мой отец с молодой, троеборной или же лошадью высокого уровня в выездке, его тренинг всегда основывался на трех принципах: — Делать тренировки как можно более разнообразными — Двигаться „маленькими шагами“ — Воспитывать и уважать в лошади личность Что бы он ни делал, он держал эти принципы в голове и привил их мне». ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП — ВНОСИТЬ РАЗНООБРАЗИЕ В ТРЕНИРОВКИ. «Чтобы сохранить лошадей здоровыми, а это имело первостепенную важность для моего отца, нужно предложить программу тренинга, которая бы развивала мускулатуру и поддерживала бы их счастливыми и мотивированными в работе. Будучи успешным всадником на международном уровне, мой отец знал о положительном влиянии кавалетти для развития силы лошадей и поддержания их интереса к работе. Все его лошади тренировались таким образом, также и я продолжаю это делать со своими подопечными сегодня. Существует множество способов тренинга с кавалетти, например, работать с одной жердью или же несколькими, а также проходить их галопом, способствуя движению „в горку“ и повышению продуктивности занятий. Все мои лошади делают это вне зависимости от специализации: и Олимпийский чемпион-троеборец Абраксас (ганновер от Heraldik, принадлежащий Мадлен Винтер-Шульце), и большепризный выездковый Лиостро (ганновер линии Le Primeur, принадлежащий семье Оплэндер). Я не пресекаю желание своих выездковых лошадей попрыгать „дома“, по крайней мере, небольшие препятствия. Это еще один способ внести разнообразие в программу тренинга, и большинство лошадей чрезвычайно наслаждаются этим, особенно, когда лёд наконец оттаивает! (Имеется в виду время, когда наступает весна и тренировки переносятся из манежа на открытый плац — прим.ред. Dressage Stars) Особенно это можно было заметить, когда мой конь, готовящийся к большому призу, Дрезден Манн (вестфалец линии Dresemann, принадлежащий Клоде Уоллес) испытывал такую радость на Всемирном Форуме по Выездке в 2012 году! Независимо от того, чем я занимаюсь — выездкой или троеборьем — основные составляющие тренинга схожи. Мой отец подал мне пример и показал важность разносторонней подготовки, которая поддерживает физическую и психологическую бодрость лошадей в течение долгого времени. Готовить лошадей к высоким уровням — уже сам по себе огромный труд, а поддерживать этот стандарт на протяжении многих лет — искусство. Иногда разносторонняя подготовка — единственный способ вернуть жизнерадостность, привести „замкнутую“ лошадь в нормальное состояние и, как следствие, полностью раскрыть таланты животного снова. Классическим примером, доказывающим эффективность такой методики, стал большепризный Нектор ван хет Карелшоф (бельгийский мерин от Randel Z, владелец — Фиона Бигвуд). Когда он попал ко мне весной 2001 года, он уже мог выполнять все элементы большого приза, но я не могла просить его делать их, поскольку он был крайне нервозен. Поэтому я решила тренировать Нектора как троеборную лошадь, дабы привести в порядок его нервы и поработать над расслаблением. Мы поставили его в денник, соединённый с небольшой левадой. Мы работали с ним в поле, лесу, включили в программу тренинг с кавалетти. Первые 4 месяца я сомневалась, получится ли у меня завоевать его доверие и снизить его напряжение. От любого шума или свиста в кустах он сразу становился мокрым, и я не могла ездить на нём, выпуская „вперед-вниз“. Тогда я начала прыгать на нём, поначалу барьеры „дома“, затем — кроссовые препятствия, чтобы укрепить его уверенность в себе. Прошёл год, прежде чем появилось чувство, что он доверяет мне и может сосредоточиться на моих сигналах. Я продолжала практиковать разносторонний тренинг, и ещё после нескольких месяцев работы он смог наконец полностью верить мне. В том же году мы прошли квалификацию в Финал Кубка Мира, где заняли 8-е место. Во время моего декретного отпуска с Нектором работали лишь на расслабление, и когда я снова „вернулась на борт“, он подарил мне чувство, что наконец-то действительно „нашел себя“ после около 2-х лет нашей работы». ВТОРОЙ ПРИНЦИП — ДВИГАТЬСЯ МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ. «Мы не должны забывать — что бы мы ни делали с нашими лошадьми и что бы от них ни требовали в процессе ежедневного тренинга, мы несём за это ответственность. Мы ответственны за их благополучие. Мы должны думать об этом изо дня в день и вносить какие-то поправки, если таковые необходимы. Мы обязаны сопереживать нашим лошадям и принимать решения в их интересах. Это хорошо — ставить цели и строить планы, но мой отец научил меня: в конце концов, именно лошадь определяет режим и график. Чему бы мы ни учили лошадь, мы должны делать это постепенно, маленькими шажочками, а не большими. Иногда всадники забывают, что, когда лошадь учится новым вещам, она может легко справляться с требованиями физически, но ей также нужно определенное время, чтобы осознать их психологически. Поэтому после обучения моих лошадей новому упражнению и в случае его успешного выполнения, я всегда позволяю им отдохнуть, и следующие несколько дней работаю над чем-то другим. Это даёт им время осмыслить и понять новое. С очень молодыми лошадьми мы выезжаем работать в поля на долгое время после того, как они освоили важный шаг в своей подготовке. Для лошадей постарше, более продвинутых, вполне достаточно пары дней, прежде чем вернуться к недавно изученным вещам. Продвигаясь маленькими шагами и позволяя лошадям осознавать себя, мы проявляем уважение к их личности. Лошадь, от которой никогда не требуют сразу многого и которой дают время, чтобы действительно обдумать и понять новое, — это лошадь, которая чувствует любовь своего всадника и впоследствии развивает уверенность в себе. Обучение „маленькими шагами“ должно быть основным принципом тренинга любой лошади, причем это ещё более важно, если у вас очень талантливая лошадь, которая предлагает всё сама каждый день! Именно таким конём был вестфальский жеребец Даймон Хилл (от Donnerhall, владелец — Кристиан Бекс). Он попал ко мне, когда ему было 3 года. Этот конь схватывал всё на лету, отличался особым талантом, и его желание сотрудничать было необычайным. Каждый день, выходя из своего денника, он как бы спрашивал „Что мы собираемся делать сегодня?“. Мне приходилось притормаживать и отвлекать его, внося как можно больше разнообразия в тренинг. В наши дни лошади такого типа — старательные, с охотой идущие на контакт и понятливые — настоящее сокровище для всадника. Но мы должны иметь в виду, что цель всадника не достичь определенного уровня как можно быстрее, а сохранить здоровье лошади с помощью тренинга. Даймон Хилл мог бы достичь уровня большого приза и на год раньше, но это могло бы пагубно отразиться на его благосостоянии. Поэтому одну зиму мы просто поддерживали его счастливым и мотивированным лёгкой работой, прыжками и ездой в полях. Таким образом, он прогрессировал небольшими шажками, но он никогда не скучал и не терял рвения к обучению. Мы и сегодня можем наблюдать его отношение к работе и прогресс с новой всадницей Хелен Лангенханенберг (член немецкой Олимпийской сборной по выездке 2012)». (В настоящее время Даймон Хилл выступает под седлом юной Джилл Бекс, дочерью его владельца — прим.ред. Dressage Stars). УВАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЛОШАДИ: ПРИМЕР ДРЕЗДЕН МАННА. «Моя особенная выездковая лошадь — 11-летний вестфалец Дрезден Манн», — говорит немецкая Олимпийская чемпионка Ингрид Климке. Ингрид начала работать с Дрезден Манном в возрасте 4-х лет, когда он еще был жеребцом, и в течение последующих 3-х лет его не кастрировали. «Когда он был жеребцом, то сильно отвлекался на других лошадей и всегда хотел покрасоваться перед ними», — говорит Климке. — «У него очень сильно играли гормоны, и с ним было тяжело справляться». Посоветовавшись с владелицей Клодой Уоллес, Ингрид приняла решение кастрировать Дрезден Манна в возрасте 7 лет. Это было действительно лучшим решением, и конь стал просто совершенством! «Он не утратил своей энергии и мотивации к работе. Он стал лучше сосредотачиваться на моих сигналах, стал „играть в моей команде“, особенно на стартах. Он по-прежнему очень чувствителен, и с ним нужно работать гораздо аккуратнее, нежели обычно с меринами». Что касается его личности, Дрезден Манн «весь из себя», любит повыделываться и обладает хорошим чувством юмора: «Он любит покачать головой и покозлить, если натыкается на что-то „жуткое“. Он всегда готов к работе и выкладывается на полную. С ним приятно работать — он очень понятливый и настоящий джентельмен. Он всегда хочет внимания к себе и готов к новым приключениям». Каждый день Ингрид получала удовольствие, работая с этим конем — с конем, принесшим много радости в её жизнь. Однако она также отмечает, что без собственной смелости у них бы не получилось сдвинуться с «мертвой точки», когда были большие проблемы в работе с Дрезденом. «Но я всегда верила в него и его талант, поэтому я никогда не сдавалась. Я выучилась ждать и ждала, пока он будет готов полностью раскрыть свой потенциал», — добавляет она. Чтобы связаться с действительно выдающейся лошадью, Вы должны проникнуть в её сердце. «Попробуйте думать, как они. Попробуйте предугадать, что может произойти, пока не стало слишком поздно. Доверяйте им и подкрепляйте их уверенность в себе. Позвольте им думать, что они великие», — говорит Ингрид. Источник: Dressage Stars / По материалам Dressage today.